Две стратегии продвижения для фрилансера

Есть две стратегии продвижения себя: какую выбрать?

Если вы работаете на рынке услуг как фрилансер, как самозанятый, то рано или поздно вы столкнетесь с выбором: искать клиентов или создавать ситуацию, когда клиенты ищут вас.

Первая, «Поиск клиентов» – это: рассылка коммерческих предложений по потенциальным клиентам, общение на разных онлайн- и офлайн бизнес-форумах, мониторинг фриланс-сайтов и тематических чатов и т.д.

Вторая, «Создание репутации» – это: ведение блога или паблика, проведение вебинаров, экспертные комментарии, гостевые посты в профессиональных сообществах, нетворкинг и запрос рекомендаций и т.д.

Обе стратегии по своему хороши. Но какую выбрать именно вам? Куда направить свои усилия?

Чтобы проще было определиться, распишу плюсы и минусы каждой стратегии:

Поиск клиентов – плюсы:

Можно быстро заработать денег на относительно несложных задачах: увидел заявку, забрал, выполнил, получил оплату.

Понятны точки приложения усилий: вот фриланс-сайты, вот чаты в мессенджерах, мониторь в режиме 24/7 и реагируй быстрее прочих, будет тебе счастье.

Можно посчитать эффективность: количество полученных заказов относительно количества разосланных КП или сделанных заявок на фриланс-сайте.

Поиск клиентов – минусы:

Высокая конкуренция и демпинг, низкие заработки и больше затраты времени и сил.

Условия диктует заказчик, и от этого не очень уютно работать.

Самооценка всё время где-то в районе плинтуса…

Можно надолго застрять на одном уровне мастерства и, соответственно, денег.

И как раз это ощущение, что я застрял на одном уровне, оно прямо подталкивает уже перейти к стратегии №2. Поехали?

Создание репутации – плюсы:

Конкуренции нет от слова «совсем» и ты диктуешь условия, можешь ставить практически любой ценник.

Интересные заказы и вполне адекватные клиенты.

Ты постоянно растешь в мастерстве, растет твой уровень осознанности и ответственности.

Временами можно позволить себе поймать кайф реализованности: «жизнь удалась» и все такое…

Создание репутации – минусы:

Деньги «когда-нибудь потом».

Это долго и это навсегда: прерывать эту работу нельзя.

Ошибки стоят дорого и даже очень дорого.

Большая работа, которая непонятно как окупается: пересчитать её нельзя.

Похоже, я знаю, что удерживает вас от того, чтобы заняться продвижением себя: «нужны деньги вотпрямсчас, некогда возиться с пабликом». Но это опасно: вы можете застрять в большом количестве дешевой работы.

Вот и пишу очередную статью, и хочу у вас поинтересоваться: а вы какую стратегию для себя выбираете? Вне зависимости от того, чем вы занимаетесь, если вы сами продвигаете свои услуги — вы ищете клиентов или делаете так, чтобы клиенты искали вас? Я свое решение уже принял.